Справка
об организации обучения детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях Первомайского района
в 2019 году
На 1 сентября 2019 года в школах района 3237 обучающихся, из них 45 (1,3%) дети-инвалиды. Обучаются на дому 26. С умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — 38 детей, из них на дому 20; с задержкой психического развития — 13, из них на дому 2.
С целью реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование, коррекцию недостатков и реабилитацию в 2 школах введены ставки педагогов- психологов, в одной – учитель-логопед.
В ОУ подготовлена нормативная база, разработаны индивидуальные учебные планы и адаптированные программы. Расписание занятий составлено с учётом необходимости проведения дополнительных коррекционно- развивающих занятий, а также повышенной утомляемости детей с ОВЗ.
Девять школ (МБОУ «Красновская СОШ», МАОУ «Володарская СОШ», МАОУ «Первомайская СОШ», МБОУ «Курлинская СОШ», МБОУ «Тюльпанская ООШ», МБОУ «Соболевская СОШ», МБОУ «Шапошниковская СОШ», МБОУ «Мирошкинская СОШ», МБОУ «Озерновская СОШ») участвуют в реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда для инвалидов». Данная программа призвана реализовать комплекс мероприятий по созданию в обычных образовательных организациях универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.
В указанных школах 2041 обучающихся, из них 28 дети-инвалиды (1,3 %).
В ходе реализации программы руководители общеобразовательных организаций, социальные педагоги, педагоги — предметники прошли курсы по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных общеобразовательных организациях.
В рамках данной программы в школах оборудованы пандусы, расширены дверные проёмы. Приобретены:
-оборудование для комнат психолого- коррекционной работы (программно – технический комплекс для детей с ОВЗ, спецлитература, аудио-видео техника и др.);
— аппаратно-программный комплекс для детей с нарушениями ОДА;
— аппаратно — программный комплекс для детей с нарушениями зрения; сенсорная комната.
С 1 сентября 2016 года вступил в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Основная цель введения Стандарта ОВЗ- обучение детей не в коррекционных школах, а в условиях обычной школы по месту жительства вместе со своими сверстниками по адаптированной образовательной программе.
44 педагога начальных классов, прошли обучение по программе «Реализация ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
26 детей обучаются на дому: 1-4 классы – 8 детей, 5- 9 классы- 18. Все дети занимаются по адаптированным образовательным программам, с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.
Дети- инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья других школ также не остаются без внимания: это и занятия по индивидуальному учебному плану, посещение школьной библиотеки, вовлечение в кружки и секции, участие в школьных, районных мероприятиях.
Система работы с указанными детьми строится на сочетании наглядного образа, слова и практического действия. В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ для обучающихся разработаны специальные индивидуальные программы развития.
Существенное значение для развития детей с ОВЗ имеет школьная внеклассная работа. Обучающиеся привлекаются к занятиям в различных кружках и секциях, принимают участие в конкурсах, соревнованиях различного уровня.
Анализируя проведённую работу в данном направлении необходимо выделить ряд проблем:
-недостаточное количество педагогов, которые готовы и обладают достаточными знаниями и умениями для работы с детьми- инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
-отсутствие специалистов (психологов, логопедов, дефектологов) в большинстве школ и ДОУ района;
-крайне низкий уровень оснащённости школ современными компьютерными и интерактивными технологиями, позволяющими проводить дистанционное обучение и оптимизировать учебный процесс;
— недостаточное количество специальных учебников, методических комплектов.
С целью совершенствования деятельности по организации работы с детьми инвалидами и детьми, имеющими отклонения в развитии, необходимо:
-повышать профессиональную компетентность педагогических работников, обеспечивающих внедрение инклюзивного образования в процесс обучения детей, при этом активно использовать дистанционные формы обучения, обмен опытом.
Список образовательных организаций, в которых созданы условия, обеспечивающие совместное обучение детей- инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития
№ п/п | наименование ОО | Ф.И.О. руководителя | телефон |
1 | МБОУ «Красновская СОШ» | Товстик Т.А. | 4-45-25 |
2 | МАОУ «Володарская СОШ» | Трофимова Г.Е. | 4-19-69 |
3 | МАОУ «Первомайская СОШ» | Трофимова Т.В. | 4-10-27 |
4 | МБОУ «Курлинская СОШ» | Сансызбаева А.А. | 4-43-96 |
5 | МБОУ «Тюльпанская ООШ» | Моисеева Л.К. | 4-02-51 |
6 | МБОУ «Соболевская СОШ» | Сарсенбеков Г.К. | 4-51-35 |
7 | МБОУ «Шапошниковская СОШ» | Нор В.Ю. | 4-65-94 |
8 | МБОУ «Мирошкинская СОШ» | Жумалиев В.Р. | 4-54-38 |
9 | МБОУ «Озерновская СОШ» | Марескин В.И. | 4-3239 |
Нормативные документы
Федеральный уровень
5) Методические рекомендации по проектированию АООП образовательной организации
7) Методические рекомендации руководителям общеобразовательных организаций по сопровождению образовательной деятельности в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
9) Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 О введении ФГОС ОВЗ
10) «САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
14) Нормативные документы в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
15) Письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 N НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме
Региональный уровень
6) Постановление Правительства Оренбургской области от 12.07.2016 № 513-пп О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 09.10.2015 № 814-п «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Оренбургской области»
Приложение 1 ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по введению и реализации Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
9) Государственная программа Оренбургской области «Доступная среда» на 2014 — 2020 годы
Муниципальный уровень
- Список ОО, участвующих в программе «Доступная среда»
- Справка 2019 год.