Доступная среда

Справка

 об организации обучения детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях Первомайского района

в 2019 году

         На 1 сентября 2019 года в  школах  района  3237 обучающихся, из них 45 (1,3%)  дети-инвалиды. Обучаются на дому 26. С умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) —  38 детей, из них на дому 20; с задержкой психического развития — 13, из них на дому 2.

         С целью реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование, коррекцию недостатков и реабилитацию в 2 школах введены ставки педагогов- психологов, в одной – учитель-логопед.

         В ОУ подготовлена нормативная база, разработаны индивидуальные учебные планы и адаптированные программы. Расписание занятий составлено с учётом необходимости проведения дополнительных коррекционно- развивающих занятий, а также повышенной утомляемости детей с ОВЗ.

Девять  школ (МБОУ «Красновская  СОШ», МАОУ «Володарская СОШ», МАОУ «Первомайская  СОШ», МБОУ «Курлинская СОШ», МБОУ «Тюльпанская ООШ», МБОУ «Соболевская СОШ», МБОУ «Шапошниковская СОШ», МБОУ «Мирошкинская СОШ», МБОУ «Озерновская СОШ») участвуют в реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда для инвалидов». Данная программа призвана реализовать комплекс мероприятий по созданию в обычных образовательных организациях универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.  

В указанных школах 2041 обучающихся, из них 28 дети-инвалиды (1,3 %).

         В ходе реализации программы руководители общеобразовательных организаций,   социальные педагоги, педагоги — предметники прошли курсы по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных общеобразовательных организациях.

             В рамках данной программы  в школах оборудованы пандусы, расширены дверные проёмы.  Приобретены:

-оборудование для комнат психолого- коррекционной работы (программно – технический комплекс для детей с ОВЗ, спецлитература, аудио-видео техника и др.);

— аппаратно-программный комплекс для детей с нарушениями ОДА;

— аппаратно — программный комплекс для детей с нарушениями зрения;   сенсорная комната.

         С 1 сентября 2016 года вступил в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Основная цель введения Стандарта ОВЗ- обучение детей не в коррекционных школах, а в условиях обычной школы по месту жительства вместе со своими сверстниками по адаптированной образовательной программе.

         44 педагога начальных классов, прошли обучение по программе «Реализация ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

         26 детей обучаются на дому: 1-4 классы – 8 детей, 5- 9 классы- 18. Все дети занимаются по адаптированным образовательным программам, с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.

         Дети- инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья других школ также не остаются без внимания: это и занятия по индивидуальному учебному плану, посещение школьной библиотеки, вовлечение в кружки и секции, участие в школьных, районных мероприятиях.

Система работы с указанными детьми  строится на сочетании наглядного образа, слова и практического действия. В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ для обучающихся разработаны специальные индивидуальные программы развития. 

         Существенное значение для развития детей с ОВЗ имеет школьная внеклассная работа. Обучающиеся привлекаются к занятиям в различных кружках и секциях, принимают участие в конкурсах, соревнованиях различного уровня.

         Анализируя проведённую работу в данном направлении необходимо выделить ряд проблем:

-недостаточное количество педагогов, которые готовы и обладают достаточными знаниями и умениями для работы с детьми- инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

-отсутствие специалистов (психологов, логопедов, дефектологов) в большинстве школ и ДОУ района;

-крайне низкий уровень оснащённости школ современными компьютерными  и интерактивными технологиями, позволяющими проводить дистанционное обучение и  оптимизировать учебный процесс;

— недостаточное количество специальных учебников, методических комплектов.

         С целью совершенствования деятельности по организации работы с детьми инвалидами и детьми, имеющими отклонения в развитии, необходимо:

-повышать профессиональную компетентность педагогических работников, обеспечивающих внедрение инклюзивного образования в процесс обучения детей, при этом активно использовать дистанционные формы обучения, обмен опытом.

Список образовательных организаций, в которых созданы условия, обеспечивающие совместное обучение детей- инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития

№ п/п наименование ОО Ф.И.О. руководителя телефон
1 МБОУ «Красновская  СОШ» Товстик Т.А. 4-45-25
2 МАОУ «Володарская СОШ» Трофимова Г.Е. 4-19-69
3 МАОУ «Первомайская  СОШ» Трофимова Т.В. 4-10-27
4 МБОУ «Курлинская СОШ» Сансызбаева А.А. 4-43-96
5 МБОУ «Тюльпанская ООШ» Моисеева Л.К. 4-02-51
6 МБОУ «Соболевская СОШ» Сарсенбеков Г.К. 4-51-35
7 МБОУ «Шапошниковская СОШ» Нор В.Ю. 4-65-94
8 МБОУ «Мирошкинская СОШ» Жумалиев В.Р. 4-54-38
9 МБОУ «Озерновская СОШ» Марескин В.И. 4-3239

Нормативные документы

Федеральный уровень

1) Письмо Минтруда России от 18.09.2017 № 13-1/10/П-6150 О создании видеокурса для самостоятельного изучения гражданами базового русского жестового языка

2) Письмо Минобрнауки Росии от 17.08.2017 № 07-4577 О направлении ссылки на учебно-методический ресурс по подготовке обучающихся с ОВЗ к сдаче государственной итоговой аттестации

3) Письмо Минобрнауки России от 13.06.2017 № ТС-166/07 О направлении информации о деятельности Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (ФРЦРАС)

4) Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2017 № 351н Об утверждении профессионального стандарта «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья»

5) Методические рекомендации по проектированию АООП образовательной организации

6) Методические рекомендации по разработке адаптированной образовательной программы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении в соответствии с трбованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

7) Методические рекомендации руководителям общеобразовательных организаций по сопровождению образовательной деятельности в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

8) Письмо Минобрнауки России от 01.12.2016 № ВК-2751/07 О направлении методических рекомендаций по созданию в рамках программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в образовательных организациях через центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

9) Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 О введении ФГОС ОВЗ

10) «САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

11) Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

12) Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

13) Постановление Правительства РФ от 29.03.2014 № 245 О признании утратившими силу некоторых актов правительства российской федерации

14) Нормативные документы в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

          15) Письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 N НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме

16) Приказ Минобрнауки Россииот 30 августа 2013 г. N 1015 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ -ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Региональный уровень

1) Приказ МО Оренбургской области от 12.04.2017 №01-21/768 Об утверждении межведомственного плана мероприятий («дорожной карты») по развитию системы профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций Оренбургской области, в том числе детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2017 год

2) Межведомственный комплексный план мероприятий по вопросу образования инвалидов (детей-инвалидов) и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) на период до 2020 года

3) Указ Губернатора оренбургской области от 10.03.2017 № 106-ук О создании ресурсного центра «Импульс» для детей с ограниченными возможностями здоровья

4) Указ Губернатора оренбургской области от 09.02.2017 № 64-ук О создании ресурсного центра поддержки общеобразовательных организаций Оренбургской области

5) Постановление Правительства Оренбургской области от 18.10.2016 № 714-пп О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 30.08.2013 № 731-пп «Об утверждении государственной программы Оренбургской области «Доступная среда» на 2014-2020 годы»

6) Постановление Правительства Оренбургской области от 12.07.2016 № 513-пп О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 09.10.2015 № 814-п «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Оренбургской области»

7) Приказ МО Оренбургской области от 30.04.2015 № 01-21/956 О создании организационно-управленческих условий введения федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Приложение 1 ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по введению и реализации Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Приложение 2 Состав областной рабочей группы по введению ФГОС ОВЗ в образовательные организации Оренбургской области

8) Указ Губернатора Оренбургской области от 23.01.2015 № 10-ук О создании ресурсного центра для детей с ограниченными возможностями здоровья

9) Государственная программа Оренбургской области «Доступная среда» на 2014 — 2020 годы

Муниципальный уровень

  1. Список ОО, участвующих в программе «Доступная среда»
  2. Справка 2019 год.